середа, 13 січня 2016 р.
Как работает психотерапия Многие люди имеют очень поверхностное представления о том, что происходит...
Как работает психотерапия
Многие люди имеют очень поверхностное представления о том, что происходит на терапии и как она работает. Это представление формируется на основе некоторых фильмов, собственных представлениях и около психологических мифах, которые они слышали. Для многих людей идея того, что на психологической консультации можно делить ответственность, которая обозначается контрактом, между клиентом и терапевтом, может показаться очень странной. Ведь клиент приходит к психотерапевту, так как он чего-то не знает или не умеет, и его задача - дать совет или рекомендацию. При этом предполагается, что если психотерапевт хороший, то он правильно все сам поймет про клиента (при этом обязательно увидит что-то новое, чего клиент сам не видит, как будто кто-то может лучше знать что-то о человеке, чем он сам), затем ему все хорошо разъяснит, клиент все поймет, и дальше все у клиента будет хорошо. Картинка хорошая, многие люди, приходя на психотерапию, примерно так все себе и представляют. Процесс консультирования представляется вроде как визит к автомеханику - машина поломалась и ездит плохо, пусть починит. Если ближе к здоровью, то это может напоминать визит к стоматологу: в рот посмотрел, все понял, что-то сделал, чтобы не было больно, обезболил, дал пару простых рекомендаций. К сожалению, все немного не так просто, точнее все совсем не так, и вообще не просто.
К сожалению, в процессе воспитания и обучения у большинства людей ломаются естественные, физиологические способы восприятия и взаимодействия (или как говорят гештальтисты, контакта), как с миром в целом, так и с самим собой (собственными чувствами и телесными ощущениями). Естественная эмоциональность, осознавание своих потребностей, то, что делает человека живым, меняется на понимание, понятия «надо» и «должен» заменяют простое, естественное и живое «хочу». Очень странно на консультации слушать клиента, который очень долго говорит, что ему надо, что он должен делать, он даже может знать, что другие люди должны или не должны делать, но при этом он не знает, чего хочет сам. Тогда простой вопрос «Чего ты хочешь?» часто ставит клиента в тупик, он теряется, потому что забыл уже, как это - хотеть, как надо, знает, а чего хочет - нет. Незнание своих настоящих потребностей приводит человека к тому, что он живет не для себя, а неизвестно для кого. В какой-то момент оказывается, что человек знает как надо, но не делает этого, вроде надо на работу идти, а встать с утра очень трудно, и без опоздания приди практически невозможно. Избыточное понимание, перекос в сторону мышления, блокировка чувств и эмоций (см алексетимию) порождают внутреннюю пустоту и постоянную неудовлетворенность, человеку постоянно чего-то не хватает... Это заводит человека в тупик, вызывает недовольство собой, делает жизнь неинтересной.
Многие люди заменяют своими представлениями, сформированными в результате как собственного опыта, так и информации, полученной от других людей (родители, воспитатели, учителя, фильмы, интернет, книги) ту реальность, которая их окружает. Вместо того, чтобы контактировать, встречаться с тем, что есть в реальности, люди достают из памяти картинку этого, говоря себе: "О, я уже это видел и знаю, что это или кто это". Скучно. Неинтересно. Ничего нового: все деревья, кусты, цветы небо, - это то, что я уже хорошо знаю, зимой белые, летом зеленые, чего туда смотреть. Точно так же люди обращаются с собой, создавая вместо себя некое представление, картинку, образ или роль. Оценивая эту картинку, они стремятся подогнать ее под какой-то образ, который они считают лучшим, и даже не важно, дотягивают они до него или нет. Одинаково плохо если не дотянут и если все время на высоте, это просто разные стороны одной и той же медали.
Создав четкое представление о себе, и оценивая его по своим критериям, люди получают так называемую самооценку, которую очень боятся потерять. Картинка не может сохраняться бесконечно, жесткий образ не может сохраняться вечно, сталкиваясь с вечно меняющейся реальностью. В конце концов, реальность начинает угрожать образу, и тогда многие, вместо того, что бы отказаться от образа..., отказываются от реальности, что-то не видят, не слышат, не воспринимают что-то, что не вписывается в сложившееся представление. Парадокс: мнение и представление о себе становится важнее самого себя, человек не опирается на свои чувства, свои телесные ощущения, а опирается на опыт: "я никогда не плачу", "я умный", "я говорю правду", "я никогда не трушу", "я выгляжу моложе своих лет" "я добрый". Вот и получается: глаза плачут, а человек не замечает этого; злится, но поскольку думает, что он "добрый", то давит в себе злость; возникает чувства тревоги, а человек его игнорирует, пока она не дорастет до панического расстройства. Интересно, что и к профессиональному психологу человек приходит не с проблемами с реальностью (я чего-то не чувствую, или не слушаю), а с угрозой разрушения представления о себе, потерей самооценки.
От психотерапевта ожидают, что он поможет сохранить и укрепить сложившийся образ любой ценой (например, загипнотизирует или внушит что-то). Некоторые «профессиональные» психологи, к глубокому сожалению, охотно готовы "помочь" человеку в этом или в другом варианте, говорят, что ваши представления неправильные (образ себя неверный), я вам скажу сейчас, как правильно, (помогают создать новую «правильную» картинку). При этом «неправильное» клиента заменяется на «правильное» терапевта, и все довольны: и клиент сохраняет прежние способы контакта (удалось ничего особенно не меняя, кроме нескольких правил), и терапевт сделал хорошее дело и быстро помог клиенту. Беда в том, что скоро все начинается по новой, проблема повторяется или может возникнуть в другом месте через некоторое время.
Читать дальше http://psy.of.by/consult.html
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар